Развитие рынка лэптопов.Непрерывное расширение рынка портативных компьютеров в последние годы привело к тому, что мобильные ПК постепенно вытесняют стационарные машины. Важную роль здесь сыграла и кардинально изменившаяся цена. Еще каких-то 3-4 года назад мобильный ПК за 1000 УЕ был редкостью и самым доступным представителем семейства, а действительно достойная модель (для того времени) стоила от 2000 USD. Но за счет чего она снижалась? Только ли цена превратила мобильные ПК в массовый популярный товар? Попробуем все же разобраться с причинами такого роста и преградами на пути современных ноутбуков. Цены на мобильные ПК. Во-первых, безусловно, снизилась стоимость ЖК-дисплеев. Вспомним, что несколько лет назад 15-ти дюймовый LCD монитор стоил от 300 долларов, а сегодня его стоимость снизилась примерно в три раза. Также нельзя не отметить эволюцию мобильных наборов микросхем. Мобильные ПК в начале своего пути в массы почти всегда использовали наборы микросхем для настольных компьютеров. Или их адаптированные и версии. Это создавало немало сложностей: начиная от большой энергоемкости и заканчивая большой теплоотдачей. Созданное компанией Интел решение – новейшая платформа Intel Centrino позволила производить действительно портативные компьютеры, не прибегая к ухищрениям с адаптацией настольных компонентов. В дальнейшем, успех платформы позволил существенно сократить ее стоимость за счет массового производства. Кроме того произошло снижение цен на оптические приводы – их стоимость тоже снизилась за несколько лет кардинально. Истинная мобильность. Ноутбук впервые был произведен компанией Toshiba более 20 лет назад. Действительно массовый успех мобильных изделий обеспечили модели HP в 1993 году. Эти решения были революционны для своих лет, но представляли собой не альтернативу настольного ПК, а хоть какой-то ПК который можно взять с собой в дорогу. Их сравнительно маленькая производительность по сравнению с современными для тех лет настольными ПК мешала успеху на рынке не меньше чем огромная стоимость. Спустя годы стоимость снизилась, производительность выросла, но и еще лет 5 назад время автономной работы для 15-ти дюймового ноутбука составляло чуть больше часа. Уже появлявшиеся модели с дисплеем 17 дюймов производили впечатление своей непригодностью к перевозке и к использованию вдали от розетки. Первые серийные модели весили не менее 7-ми килограмм, не считая веса зарядного устройства (это был небольшой кирпич весом еще около килограмма). А без зарядного устройства брать их с собой смысла было мало. Ни один из серийных экземпляров (в нашей стране это, кстати, были модели Acer – первые модели 17 дюймов) не работал от батареи более 40-ка минут. Практически, это были уже производительные модели способные в чем-то конкурировать с десктопами (процессор там, к слову сказать, был обычный Pentium 4) которые можно было взять с собой. Но не взять в путешествие, а скорее комфортно переносить от розетки до розетки. Современные модели независимо от размера экрана редко работают автономно меньше 3-х часов. Отдельные модели с батареями большой емкости способны работать автономно до 8-ми часов. Однако, стоит сказать, что такие модели по-прежнему не массовое явление и продаются достаточно дорого. Кроме того, увеличенная батарея не входит в набор базовой поставки и помимо высокой стоимости увеличивает и вес ноутбука. Вообще, если посмотреть назад и посмотреть на ситуацию с продолжительностью работы от батареи трезвым взглядом – все не так уж успешно. Во-первых, 3 часа работы ноутбука это прогресс только на фоне предыдущих абсолютно неприемлемых результатов. Если ноутбук позиционируется как инструмент для бизнеса (в том числе), возможно, логично расчитывать что он сможет работать весь рабочий день? Во-вторых, перспективы на этом направлении довольно безрадостные: литий-ионные батареи не способны на большее, сейчас производители уже выжали из них все, что было возможно. Литий полимерные (применяются компанией Apple) хоть и имеют большую емкость при меньшей массе, обладают заметно меньшим ресурсом циклов подзарядки, обходятся существенно дороже и тоже не решают проблему комплексно. Их продолжительность работы от батареи порядка 5-часов, что тоже не дотягивает до нужных показателей. Настоящая замена компьютеру. Другая преграда на пути мобильных компьютеров предыдущих поколений это низкая функциональность. Конечно, успех современных мобильных компьютеров вызван их способностью на равных соперничать с обычными компьютерами в большинстве традиционных задач. Еще 3-5 лет назад для мультимедийных задач в ноутбуках иногда старались применять десктопные видеосистемы, а звуковые системы обычно годились в основном для системных звуков Windows. Основная же масса видеокарт в ноутбуках представляла собой встроенные решения, неспособные ни на какую работу с 3D графикой. Практически, это ограничивало область их практического использования сугубо офисными задачами, те модели, что разрешали использовать ноутбук для чего-то еще кроме MS Office, отличались весьма большой ценой. Современные модели, почти повсеместно лишены этого дефекта – графические карты для мобильных компьютеров эволюционировали и успешно соревнуются с настольными аналогами, но лишены большой теплоотдачи и энергоемкости последних. Тут, заметный след оставила компания Asus, это 17-ти дюймовые модели Asus прежде известной серии W1 проложили дорогу ноутбукам в мир мультимедиа. Для тех лет такое решение было революционным не только по эффективности, модели выделял небольшой вес (всего 3кг для 17-ти дюймов) и звуковая система 5.1 с встроенным сабвуфером. Все что было возможно добиться от машины в сфере мультимедиа: добротной картинки и объемного звучания, было впервые воплощено там. Многие из моделей современных мобильных ПК производится с двумя видеоадаптерами, объеденными вместе по технологии CrossFire (ATI/AMD) или SLI (nVidia). Однако если это решения для высокого ценового диапазона, то популярные модели текущего поколения нередко также оснащены самостоятельным видео. Это дает возможность приобретать в том числе и дешевый лэптоп не только для несложных рабочих, но и для развлечения, существенно расширяя круг потенциальных покупателей. Практически популярным явлением можно счесть лэптоп для студента: модель, которая разрешает не только решать рабочие задачи, но и использовать для развлечений и при этом доступен недорого. Мобильные коммуникации. Безусловно, свою роль в популяризации мобильных моделей сыграли и беспроводные коммуникации. Сначала WiFi выглядел интересной, но бесполезной игрушкой в первых моделях ноутбуков на платформе Centrino. Кстати, сперва самыми недорогими были модели Acer. Беспроводных открытых точек доступа в интернет и тогда и сейчас в России не очень много. Однако, очень скоро получили всеобщее распространение сетевые маршрутизаторы с WiFi. В начале заняв свое место в офисах. Простота подключения к локальной сети без неудобного перетыкания проводов каждый раз (если лэптоп переносить с собой) было очевидно. Ноутбук, который для работы нуждался в проводах, чтобы входить в корпоративную сеть, был куда в меньшей степени «мобильным». После скоростной доступ в интернет стал будничным явлением в жилых домах (в больших городах, как минимум) и беспроводные маршрутизаторы появились в обычных квартирах. Пользователи смогли использовать лэптоп таким образом, как все время активно демонстрировали маркетологи: входить в сеть с удобного дивана и брать ноутбук, подключенный к интернет в кровать.
|