Первые «невинно» убиенные каннибалы в мире У борцов с «европоцентризмом» (многие из которых, что выглядит своеобразной иронией лукавого, проживают как раз в Западной Европе и США) одним из любимых поводов для горьких стенаний является уничтожение индейских государств в Америке европейцами. Сегодня даже школьник знает (хотя уже не каждый – реформы образования идут вполне успешно), что в Южной и Центральной Америке индейцами были созданы замечательные высокоразвитые государства. Там была, конечно, самобытная и очень, очень богатая культура. Некоторые достижения народов этих государств (например, инков в медицине) не были даже известны европейцам. В общем, очередная слезоточивая идиллия. В которую, на горе этой самой идиллии, вторгаются злобные, фанатичные, немытые и алчные конкистадоры. «Великие культуры» летят в помойку, туда же летят трупы многих носителей этих культур. Архитектура, искусство, традиции – все безжалостно разрушается. Сегодня действия испанцев считают геноцидом, неким индейским «холокостом». Очень много говорится о фанатизме конкистадоров и инквизиторов, о «культуре», которую они на корню похерили, но при этом забывают о некоторых немаловажных «нюансах». Что же, кроме дворцов и храмов, увидели европейцы на американском берегу? Прежде всего, они столкнулись с жутчайшими, кровавыми культами, с которыми могут сравниться разве что наиболее жестокие религии (финикийская – карфагенская и т.д.) Старого Света. Количество людей, умерщвлявшихся под жертвенными ножами, было чрезвычайно велико: на праздник ацтеки могли принести в жертву до 20,000 человек. Несложно представить, какие чувства испытывали испанцы, наблюдая такие обычаи «великих культур». Каннибализм также был составляющей древних южноамериканских культов; как и другие язычники, индейцы верили в целебные свойства человеческого мяса и крови, особенно если добыты они были посредством жертвоприношения. Весьма подробную иллюстрацию индейских религиозных практик мы находим у Фрэзера. Например, завершительный этап праздника в честь богини маиса (которую олицетворяла специально для этого выбранная девочка) проходил так: «Когда все были в сборе, жрецы величаво окуривали представительницу богини благовониями, после чего, опрокинув ее на спину на кучу хлебных колосьев и семян, отрезали ей голову, собирали хлеставшую из горла кровь в лохань и обрызгивали ею деревянную статую богини… С туловища девочки сдирали кожу, и ее натягивал на себя кто-нибудь из жрецов. На него надевали также все украшения: митру, ожерелье из маисовых початков, золото и т.д. В таком виде оп появлялся перед собравшимися, которые занимались тем, что отплясывали под барабанный бой, и присоединялся к ним». Не абсурдно ли, в самом деле, задавать, исходя из этого, вопрос: почему испанцы не прониклись почтением к величавой и самобытной культуре инков, майя и ацтеков? Очевидно, что их желание не оставить камня на камне от этой дивной цивилизации объяснялось не фанатизмом, а естественным нравственным человеческим чувством. Относительно же «разрушения культур» очень хорошо поставил вопрос в своей работе «Смерть Запада» П.Дж. Бьюкинен: «И не очень понятно, кстати, что разумеется под определением «культурный геноцид»? Когда европейцы появились в обеих Америках, в Северной и в Южной, многие индейские племена практиковали каннибализм – и ни одно племя не изобрело колеса!..» Тем же, у кого еще остается определенный скепсис относительно «европоцентристской» позиции, нелишне было бы вспомнить о том, что языческие, в том числе и людоедские, культуры исчезли далеко не повсеместно. Весьма ярким примером является Африка. О каннибализме среди негритянских племен известно довольно много, и описывать его лишний раз нет нужды. Отметим лишь, что людоедство распространено было среди негров Африки практически повсеместно. С приходом европейцев, естественно, в Африке также начался вышеупомянутый «культурный геноцид». Обычаи предков, в том числе традиции кровавых жертвоприношений и каннибализма, пришлось оставить. Однако после того как белых изгнали с черного континента, а негры стали относительно самостоятельными хозяевами своих новорожденных государств, традиции стали возрождаться. Про самопровозглашенного центральноафриканского «императора» Бокассу, который практиковал вампиризм и каннибализм (а по некоторым данным, даже угощал человечиной ничего не подозревавших европейских визитеров) слышали и читали почти все. Однако не все знают, что им одним дело далеко не ограничивалось и не ограничивается. Так, Ю.В. Воробьевский пишет, что около 1989 г. за ритуальное убийство (вырывание сердца) у подростка был осужден министр внутренних дел Зимбабве. Весьма примечательно, что замешанными в таких преступлениях оказываются отнюдь не представители низших слоев общества. Для того чтобы понять мотивацию негритянских высокопоставленных убийц и людоедов, вновь обратимся к Фрэзеру: «При вступлении на трон царька народности кимбунду в Западной Африке убивают храброго военнопленного, чтобы сам владыка и местная знать смогли отведать его плоти и набраться его силы и мужества. Прославленный вождь зулусов Матуана за свою жизнь выпил желчь тридцати вождей, народы которых он истребил, будучи уверен, что это придаст ему силы». Современные негритянские лидеры, возрождая обычаи предков, нередко обращаются и к традиционному для них каннибализму. Людоедство в Африке всегда было своеобразной привилегией вождей и воинов, неким «элитарным» правом. Современные негры, как показала их короткая самостоятельная история, недалеко ушли от своих прадедов. Племенное сознание их осталось во многом неизменным (недаром межплеменная вражда – трайболизм – является одной из язв современной Африки); неизменной остается и духовная культура. Неизменны и ее последствия. Но, разумеется, когда речь заходит о колонизации белыми Америки или Африки, то и южноамериканские индейцы-каннибалы, и негры-людоеды оказываются в роли невинных жертв, а их вожди – в роли «невинно» убиенных носителей «самобытных культур». Белые же христиане именуются «жестокими фанатиками» и «угнетателями». Очевидно, впрочем, что родезийское «правительство белого доминирования» (white-dominate) было оправдано уже одним тем, что пока оно находилось у власти, в пределах Южной Родезии не могли появляться свои бокассы. Также как завоевания конкистадоров в Южной Америке оправдываются уже тем, что вместе с ними исчезли и людоедские обычаи аборигенов.
|